Отраслевой комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в нефтяной, газовой отраслях промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации 6 августа 2024 г. подведены итоги ежегодного конкурса на присвоение звания «Лидер нефтяной, газовой, нефтегазохимической промышленности в системе социального партнерства», проводимого при поддержке Министерства энергетики Российской Федерации.
В результате проведенной работы по рассмотрению поданных работодателями заявок, Отраслевой комиссией принято решение присвоить Звание «Лидер» 81 организации, выполняющей нормы Отраслевого соглашения по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации, ведущей социально ориентированную политику, уделяющей особое внимание и заботу человеку труда.
Конкурс на Звание «Лидер» был организован в период с 1 марта по 1 августа 2024 г. во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина, озвученного на пленарном заседании Съезда РСПП 16 марта 2023 года, по учреждению специальной премии для наиболее ответственных отечественных компаний. Решением Отраслевой комиссии от 13.12.2023 в присутствии министра энергетики Российской Федерации Н.Г. Шульгинова было принято соответствующее решение.
Современные вызовы России в сфере демографии и развития человеческого потенциала, особенно с учетом проблемы дефицита квалифицированных работников в стране, ставят перед российскими работодателями новые задачи, а социальная политика, ориентированная на семью и решение демографических задач в целом напрямую способствует производительности труда и делает компании более конкурентоспособными и устойчивыми к возникающим вызовам.
Анализ представленных участниками материалов показал, что в подавляющем большинстве компаний, меры социальной поддержки сотрудников отражены в коллективном договоре, Отраслевом соглашении, локальных нормативных актах, социальной политике, политике по устойчивому развитию (рис.1).
Изучение социальной политики компаний свидетельствуют о том, что все они оказывают довольно широкий спектр мер социальной поддержки своих сотрудников и членов их семей, детей, ветеранов и пенсионеров, ориентируясь на особенности деятельности и сложившиеся традиции в компании и отрасли в целом.
Реализуемые компаниями меры поддержки можно условно разделить на несколько групп:
• меры материальной поддержки сверх установленных законодательством;
• гибкий график работы и отпусков;
• организация летнего отдыха для детей и семей сотрудников и организация досуга для семей и детей сотрудников, содействие в получении мест в детских садах;
• жилищные программы, ДМС;
• обучение и повышение квалификации.
Среди ключевых мер поддержки работников для можно выделить различные меры материальной поддержки сотрудников, содействие в организации летнего отдыха детей и/или обеспечении/содействии семейного отдыха, предоставление дополнительных дней отпуска в связи с семейными обязанностями (рис. 2).
Работодатели нефтегазового комплекса используют в своей социальной политике достаточно широкий набор мер и социальных гарантий работникам сверх установленных российским законодательством, такие как:
• единовременные материальные выплаты;
• регулярная ежемесячная материальная помощь;
• различного рода субсидии.
Наиболее популярной мерой, является предоставление единовременной материальной помощи в связи с рождением ребенка.
Среди других социальных гарантий на уровне компаний распространено предоставление материальной помощи семьям, имеющих детей-первоклассников, предоставление ежемесячной материальной помощи женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, ежемесячной помощи женщинам, находящимся в отпуске от 1,5 до 3 лет, материальная поддержка многодетных семей, субсидии на пребывание детей в дошкольных учреждениях
В большинстве компаний существуют давние традиции по поддержке семейных ценностей, материнства и отцовства: совместные выезды работников с детьми на природу, отдых, театр, организация спортивных мероприятий, осуществляется поддержка трудовых династий (рис.3).
Важный блок мероприятий, реализуемых компаниями в рамках поддержки семейных ценностей, это меры, направленные непосредственно на детей сотрудников: организация конкурсов и мероприятий для детей, включая экскурсии на предприятия, сотрудничество с образовательными учреждениями, организацию досуга для детей в период каникул, компенсацию расходов на ДМС и частичную компенсацию расходов на обучение (рис.4).
В настоящий момент нефтегазовые компании, предприятия которых расположены в различных регионах России, являются лидерами по количеству реализуемых жилищных программ в регионах присутствия. В ряде компаний реализуются льготные ипотечные программы, а в целом набор инструментов в рамках реализации жилищных программ самый разный – от погашения первоначального взноса до строительство новых домов и др.
Важно обратить внимание еще на одно направление в рамках реализации корпоративных социальных политик– это медицинские программы для сотрудниц.
Компании реализуют программы поддержки здорового образа жизни, предоставляя расширенные программы ДМС за счет программ по беременности и родам, программы раннего выявления женских онкологических заболеваний и применяют другие типы медицинских программ, прежде всего, профилактические осмотры и диспансеризацию (рис.5).
Среди других важных направлений работы следует отметить меры адресной поддержки отдельным социальным категориям граждан в рамках благотворительной деятельности, реализацию программ профориентации для школьников и студентов, участие в качестве индустриального партнеров в федеральной программе «Профессионалитет».
Проведенный конкурс показал, что работодатели нефтегазового сектора думают на несколько шагов вперед, демонстрируя реальное желание вкладывать средства в развитие человеческих ресурсов, обладать лучшими квалифицированными кадрами, которые впоследствии обеспечат энергетическую безопасность страны.
Работодатели играют важную роль в достижении национальных целей, направленных на развитие производства, научно-технический прогресс, поддержку семьи, решение задач демографического развития и улучшение ситуации в этой сфере. Успешный опыт в этой сфере компаний-лидеров, должен получить большую информационную поддержку и общественное признание, продвижение и распространение в обществе.
Информация о месте и дате церемония награждения победителей будет направлена в адрес победителей официальным письмом.